Новости
Пасхальное послание преосв. Владимира, архиеп. Сан-Францисского и Западно-Американского, председателя Архиерейского Синода Русской Православной Зарубежной Церкви 2020
06.04/19.04.2020
Христос Воскресе!
Возлюбленные о Христе отцы, братие и сестры, монашествующие, пастыри и пасомые нашей Русской Православной Церкви Заграницей!
Поздравляю вас с Великим и радостным Праздником Светлого Христова Воскресения!
Эта духовная радость о Воскресшем Христе для православного христианина ничем не может быть омрачена: ни тем смутным временем (временем Апостасии), в котором мы сейчас находимся, ни различными эпидемиями, ни даже тем, что сильные мiра сего загоняют всех по своим домам и квартирам.
Господь наш Иисус Христос предупреждает о подобных временах: не ужасайтесь, ибо сему надлежит быть, «и будут глады, моры (эпидемии) и землетрясения по местам; всё же это – начало болезней» (см. Матф. 24, 6-7). Даже наступит такое время, говорит Господь, когда «будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (9-14).
Св. Ап. Павел, в своем слове к Фессалоникийцам (или к Солунянам), еще в свое время говорил, что «тайна беззакония уже в действии» (2 Фес. 2, 7). Этот дух беззакония, дух неверия и Богоборчества направлен против Христа, против Его заповедей и против Его последователей. Этот дух беззакония старается заразить собою весь мiр. Этот апостасийный, всеразрушающий дух неверия, нечестия, вседозволенности и вольномыслия, как язва, как смерть (см. Иерем. 9), – скажем словами Св. Пророка Иеремии, – усиливается проникнуть не только сквозь наши двери, но и сквозь окна и щели, и хочет, во что бы то ни стало, весь мiр переделать по-своему.
Всё, что происходит в мiре: болезни, эпидемии, землетрясения, войны – все это происходит либо по воле Божией, либо по Его попущению, но всё находится в Промысле Божием. Святые отцы учат, что промысл Божий действует как благоизволение и как попущение Божие.
Так, преп. Иоанн Дамаскин говорит: «То, что зависит от Промышления, происходит или по благоизволению Божию, или по попущению. По благоизволению Божию происходит то, что бесспорно – добро. По попущению же – то, что не является бесспорно добром. Так, Бог часто попускает и праведнику впадать в несчастья, дабы показать другим сокрытую в нем добродетель: так было, например, с Иовом».
И Св. Игнатий (Брянчанинов) объясняет: «Одно совершается по воле Божией; другое совершается по попущению Божию; все совершающееся совершается по суду и определению Божиим. По этой причине судьбы Божии часто называются в Писании судом Божиим. Суд Божий всегда праведен; праведен еси, Господи, – говорит Пророк, – и прави суды Твои (Пс. 118, 137)».
И, наконец, преп. Ефрем Сирин говорит: «Все от Бога, – и благое и скорбное, и недостойное; но одно – по благоволению, другое – по домостроительству, третье – по попущению. И по благоволению, – когда живем добродетельно, ибо угодно Богу, чтобы проводили мы жизнь безгрешную, жили добродетельно и благочестиво. По домостроительству, – когда, впадая в ошибки и погрешая, бываем вразумляемы; по попущению же, – когда и вразумляемые не обращаемся».
Сам Господь говорит об этом в Священном Писании.
Он может послать болезнь или смерть: «Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю; и никто не избавит от руки Моей» (Втор. 32, 39).
Или попускает нам быть удручаемыми болезнью, как это и говортся в книге Иова: «сатана сказал Господу: простри руку Твою, и коснись кости его (Иова) и плоти его, – благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот он в руке твоей; только душу его сбереги. И отошел сатана от лица Господня, и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его» (Иов. 2, 4-7).
Или может послать болезнь, как наказание за грех: «если презрите Мои постановления, и если душа ваша возгнушается Моими законами.., то и Я поступлю с вами так: пошлю на вас ужас, чахлость и горячку, от которых истомятся глаза и измучится душа» (Лев. 26, 15-16). «Если не будешь слушать гласа Господа Бога твоего, то пошлет Господь на тебя моровую язву, доколе не истребит Он тебя с земли. Поразит тебя Господь чахлостью, горячкою, лихорадкою, воспалением.., и они будут преследовать тебя, доколе не погибнешь» (Втор. 28, 15, 21-22). «Господь поразит тебя и потомство твое необычайными язвами, язвами великими и постоянными, и болезнями злыми и постоянными. И наведет на тебя все (злые) язвы египетские, которых ты боялся, и они прилипнут к тебе. И всякую болезнь и всякую язву, не написанную (и всякую написанную) в книге закона сего Господь наведет на тебя, доколе не будешь истреблен, ибо ты не слушал гласа Господа Бога твоего» (59-62).
Болезни могут так же постигнуть того, кто приемлет недостойно Св. Причастие, тот ест и пьет осуждение себе. «От того многие из вас немощны и больны, и немало умирают», – говорит Св. Ап. Павел (1 Кор. 11, 30).
Зачастую болезнь бывает неизлечима человеческими средствами: «если не будешь стараться исполнять все заповеди Божии; то поразит тебя Господь проказою египетскою, почечуем, коростою и чесоткою, от которых ты не возможешь и исцелиться» (Втор. 28, 15, 27).
Но в то же время, по молитве, соединенной с верою, Господь может исцелить любую болезнь: «молитва веры исцелит болящего, и возставит его Господь» (Иак. 5, 15).
Господь может исцелять от болезней кающихся и обращающихся к Нему: «Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою» (Пс. 102, 3-4). «Послал слово Свое и исцелил их» (Пс. 106, 20). «Скажи Езекии: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои. Вот Я исцелю тебя; в третий день пойдешь в дом Господень, и прибавлю к дням твоим пятнадцать лет» (4 Цар. 20, 5-6).
Господь охраняет верующих в Него от болезней: «если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога Твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его.., то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь (Бог твой), целитель твой» (Исх. 15, 26). «Соблюдай заповеди... И отдалит от тебя Господь (Бог твой) всякую немощь, и никаких лютых болезней Египетских.., которые ты знаешь, не наведет на тебя» (Втор. 7, 11, 15). «Не убоишься... язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится. Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему» (Пс. 90, 5 ,6, 7, 10).
Господь показывает Свою любовь, Свое могущество и Свою щедрость в излечивании всякой болезни и всякой немощи – только нужно стараться следовать за Ним: «и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями, и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и разслабленных, и Он исцелял их» (Матф. 4, 24).
Господь Бог как Всемогущий, Вседобрый и Всесильный, попускает происходить злу, чтобы из всякаго злого дела производить доброе последствие – нашего ради спасения. Бог все обращает к благу.
Так, любые потрясения, эпидемии, болезни, нищета, любое страдание, которое по попущению Божиему коснется человека, может помочь ему изжить гордыню, научиться смирению и состраданию, увидеть и полюбить истинные христианские ценности.
Преп. Иоанн Дамаскин говорит: «Следует иметь в виду, что Бог прежде всего хочет всем спастись и достигнуть Его Царства. В самом деле, как благой, Он создал нас не затем, чтобы наказывать, а чтобы мы были причастниками Его благости. …все горестные события, если люди принимают их с благодарностью, посылаются им для спасения их и, без сомнения, приносят им пользу».
Посему и нам необходимо на деле исполнять это пожелание преп. Иоанна, при любых жизненных обстоятельствах благодарить Господа, следуя также словам Св. Иоанна Златоуста: «Слава Богу за всё, а особенно за скорби».
К сожалению, при каких-то искушениях, болезнях и невзгодах человек часто старается исправить свое положение, здоровье и свою жизнь исключительно материальными и человеческими средствами, и у него часто ничего не получается, по русской поговорке: «без Бога, ни до порога». Вот так и наш третий Первоиерарх Святитель Филарет Исповедник, когда находят подобные обстоятельства, призывает: «сначала внутреннее очистите, и тогда внешнее наладится». Посему, всем нам, православным христианам, жаждущим спасения, которые в этой земной жизни безпокоются о защите от внешних вирусов, одолевающих тело, более надлежит безпокоиться о вирусах греха и страстей, одолевающих наши души.
Господь создал нас по образу Своему и по подобию. После грехопадения мы искуплены дорогой ценой: крестными страданиями и крестной смертью Спасителя. Наша душа создана не для того, чтобы отягощаться грехами, страстями и интересами мiра сего, во зле лежащего. Наша душа слишком возвышенна, слишком прекрасна, чтобы жертвовать вечным ради мнимого временного, и чтобы подчиняться мiросозерцаниям и идеям апостасийного века сего. Посмотрите, к каким идеям и делам, не только безбожным, но и явно богоборческим, хотят намертво привязать душу современного человека.
Человеческая гордыня – вот коренной источник всякого греха; она лежит в основе великого греха неверия, противления истине и лже-свободы от всякой морали.
Господь по Своей любви, в Своем Промысле во все времена, при разных исторических обстоятельствах, всегда старается привести человека к Себе – Высочайшей Истине, Источнику всяческих благ. Разнообразны эти пути, но есть среди них один, который нам предлагает Гоподь в притче о блудном, заблудшем сыне. Отец согласился отпустить домогавшегося самостоятельной и независимой жизни сына в далекую страну с тем, чтобы снова принять его в свои отеческие объятия, когда сын, истратив данное ему имущество и изнемогая от бедствия нищеты, возвратился к родителю с покаянным воплем: Отче, согрешил на небо и пред тобою!
Так и в наше время, Господь попускает различные болезни забывшему о Нем и отступившему от Него современному человечеству, дабы, испытав бедствие жизни без Него и изведав всю глубину своей нравственной нищеты, оно имело возможность, шанс, открытый путь прийти в себя и пребегнуть к Нему – Небесному Отцу, осознав, в каком жалком, плачевном состоянии человек находится без Него.
Посему, всем нам, прежде всего, нужно с покаянием сказать: Отче, согрешили на небо и пред Тобою!
Без Бога – нет истины, и не может быть жизни, озаренной высшими, духовными началами. Только истина сообщает разумный смысл нашей жизни, утверждает всякое благо и дает благодатную приложимость всем способностям нашей безсмертной души. И эта истина – во Христе, Который воскрес и открыл нам райские двери.
Посему, празднуя нынешний Праздник Светлого Христова Воскресения, будем благодарить Господа за все обстоятельства, которые Он посылает нам в нашей жизни, будем просить Господа, чтобы укрепил нас, помог нам устоять в искушениях века сего, а во время Всеобщего Воскресения воскресил нас для вечной жизни, вечной радости и блаженства в невечернем дни Царствия Своего. Аминь.
Воистину Воскресе Христос!
† Архiепископъ Владимiръ
Пасха Христова, 2020 г.