Новости
ПОСЛАНИЕ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ
Возлюбленные во Христе отцы, братья и сестры, верные чада нашей Русской Православной Церкви Заграницей!
Мы, Архиереи Русской Православной Церкви Заграницей, в этом году собрались на Архиерейский Собор в Свято-Захарие-Елизаветинском Скиту Свято-Иоанновской обители. На время проведения Собора пришелся не только Двунадесятый Праздник Рождества Пресвятой Богородицы, но и праздники памяти святых покровителей обители, св. правв. Захарии и Елисаветы, и столь важный для всех нас день памяти Одигитрии Русского разсеяния – Курской-Коренной иконы Божией Матери. Заступничество святых родителей Иоанна Предтечи и незримый Покров Пресвятой Богородицы соединил над нами Господь в эти дни. Глядя на это, мы можем еще раз убедиться в справедливости слов святителя Василия Великого: «В том, что существует, нет ничего беспорядочного, ничего неопределенного, ничего напрасного, ничего случайного».
Архиерейский Собор нашей Церкви начинается с пения стихиры Праздника Входа Господня в Иерусалим: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси вземше крест Твой глаголем, благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних». Это напоминание всем нам о том, что Соборы в Истинной Церкви управляются не грешными людьми, а благодатью Святаго Духа и руководствуются не человеческими рассуждениями, а Божественной Премудростью. И выразить эту Премудрость можно только вземши Господом данный нам крест.
Наш с вами крест и крест нашей Русской Православной Зарубежной Церкви – хранить неповрежденным путь спасения указанный нам Господом Богом в Священном Писании и Священном Предании, и стараться насколько это в человеческих силах неукоснительно соблюдать Заповеди Божии. Надо быть всегда готовым к тому, что дьявол будет всячески стараться сбить нас с этого пути, искусить как соблазнами мiра сего, ибо он его князь, так и плевелами лжеименного человеческого мудрования, искажающими учение Церкви.
Но разве может что-то дать неимущий? Этот князь мiра не имеет власти даже над свиным стадом, а плоды гордого разума никогда не насытят человеческую душу, ибо насытить ее может только Хлеб Животный, который дал нам Господь Иисус Христос в Таинстве Евхаристии. А совершение этого Таинства невозможно вне Истинной Церкви. Но надо помнить, что дьявол лжец и отец лжи. Его соблазны слишком привлекательны для человека, если он хоть на мгновение удалится от Христа. Только под яркой обёрткой скрывается смертельная отрава, вкусив которую, легко погибнуть, но очень тяжело излечиться.
Поэтому, когда мы только почувствуем в себе такого рода искушения, мы должны твердо сказать: «Отойди от меня, сатана, ты мне соблазн!» (Мф. 16.23). И если при этом глаз, или рука, или нога соблазняют нас, то мы должны не жалеть их, но отсечь и отбросить от себя, как и сказал об этом Господь: Ибо лучше хромым и увечным войти в жизнь вечную, чем целым быть вверженным в геену огненную (см. Мк. 9.43-47). Если же нас искушает гордый разум, то лучше нам стать «безумными Христа ради» (1 Кор. 4.10).
Все это можно отнести не только к человеку. Церковь – Мистическое Тело Христово, и если члены этого тела подают душегубительный соблазн, то мы должны с любовью вразумлять их, а при невозможности вразумления – должны отвращаться от них по слову апостола Павла (Тит. 3.10). И нам не надо смущаться умалением стада Христова, но более скорбеть о погибающих братьях и сестрах.
Господь, входя с горсткой своих учеников в многотысячный Святой град заплакал: «Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Лк. 13. 34). Так и сегодня Господь стоит над міром и хочет собрать всех людей под сень Своих Крыльев, то есть в лоно Истинной Церкви. Но мір не слышит Его, как не слышали те, кто через несколько дней после торжественного входа Спасителя в их город, кричали Пилату во дворе претора: «Распни Его!».
Да, многие нас обвиняют в гордости и самоизоляции. Но мы с апостолом Павлом говорим всем обвинителям: «Уста наши отверсты к вам,.. сердце наше расширено» (2 Кор. 6.11). Врата Церкви ни для кого не закрыты. Спасаться, или погибать – свободный выбор каждого человека. «В рай не возьмут против воли – говорит свят. Феофан Затворник – Вот только когда осудят в ад, хочешь-не хочешь, а ступай: схватят и бросят туда».
И то, что мы подвергаемся многим нападкам от врагов как видимых, так и невидимых, только подтверждает слова свят. Иоанна Златоуста: «Держащийся истины, если никто не совращает его, не был бы крепким любителем истины, а когда многие совращают его, тогда он делается славным». Но без помощи Божией человеку устоять невозможно, а «…кто хочет иметь помощь от Бога, тот не изменяет долгу; а кто не изменяет долгу, тому никогда не изменяет Божие содействие» (свят. Василий Великий).
Божиим промыслом такой помощью нашей Церкви и радостным событием, венчающим Архиерейский Собор, можно считать хиротонию иеромонаха Германа (Почупайло) во епископа Харьковского, викария Малороссийской епархии. Господь дал нашей Церкви еще одного архипастыря. Но пастырь не может существовать без овец, и овцы без пастыря обречены рассеяться и стать добычей волков. Святитель Иоанн Шанхайский, в храме которого она была совершена, сказал: «В Церкви имеются пастыри и пасомые: одним вверена проповедь, другим учительство (Еф. 4, 7-12; Кор. гл. 12 и др.) или иное дело. Все они, исполняя каждый ему положенное, творят единое великое дело, созидают Тело Христово, Церковь. Они должны работать в единении духа, не превозносясь и не уничижая других, так как каждый является тем или иным членом единого тела (Еф. 4, 1-4; (1 Кор. 12, 12-27), в котором каждый член имеет свое назначение». И мы молитвенно призываем Божие благословение и помощь, чтобы всем нам, пастырям и пасомым, не уставая и не унывая со смирением творить великое дело созидания Христова Тела, «едиными усты и единым сердцем славити и воспевати всечестное и великолепое имя, Отца и Сына и Святого Духа».
Аминь.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОБОРА:
† Архиепископ Владимир Сан-Францисский и Западно-Американский
ЧЛЕНЫ СОБОРА:
† Епископ Виктор Санкт-Петербургский и Северо-Русский,
† Епископ Алексий Солтановский и Малороссийский,
† Епископ Тихон Васильковский,
† Епископ Герман Харьковский.