Новости

Пасхальное послание преосв. Владимира, архиеп. Сан-Францисского и Западно-Американского, председателя Архиерейского Синода Русской Православной Зарубежной Церкви. 2021 г.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
 
Возлюбленные о Христе братие и сестры, монашествующие, пастыри и па-сомые нашей Русской Православной Церкви Заграницей!
 
Поздравляю вас с Великим и радостным Праздником Светлого Христова Воскресения!
 
Этот великий Праздник – самый почитаемый среди православных христиан, который в ряду христианских праздников «столько превосходит все торжества... сколько солнце превосходит звезды». Этот святой и великий день даже не входит в число Двунадесятых Праздников, как бы стоя превыше всякого празднования. Сей великий Праздник символизирует изменение и обновление всего мiра и спасение че-ловека, торжество жизни над смертью, добра над злом и света над тьмой.
 
В ветхозаветном понимании «пасха» – это исход евреев из Египта и избавление еврейского народа от египетского рабства. Святитель Игнатий (Брянчанинов) в своих беседах особенно подчеркивает, что это событие нужно понимать как исход из Египта духовного в Землю Обетованную, т.е. переход от греха – к святости, от смерти – к вечной жизни. Посему Пасха – это переход от состояния рабства греху к свободе и полноте жизни во Христе.
 
Праздник Воскресения Христова неспроста именуется Светлым. Вся после-дующая седмица носит название «светлой»: «светлый понедельник», «светлый вторник» и т.д. Священнослужители облачаются в светлые одежды. Все верующие люди стремятся к светлой заутрени в храм Божий. Их душа тянется к свету Незаходимого Солнца Правды, стремится к истине. Все верующие в эту святую ночь с особой силой ощущают преизобильно излившуюся светлую радость Воскресения Христова. Слово «святой» имеет родственное значение со словом «свет» и значит собственно: «сияющий» или «очищающий».
 
В Праздничном Пасхальном Евангелии мы слышим: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мiр» (Иоан. 1, 4, 5, 9).
 
«Свет Христов просвещает всех», – возвещает Св. Церковь за каждой Утреней и на каждой Литургии Преждеосвященных Даров. Свет Христов, как говорит Свят. Григорий Палама, нетварен, потому что он свет Божественного естества. Естественный, сотворенный свет, солнечный дневной или даже электрический может принести пользу только в этой временной жизни, но никак не может возвысить человека к небу, никак не может временное соделать вечным, тленное – нетленным. Преобразить человека сиянием вечности может только нетварный Свет Христов, Который наполняет миром, светлой радостью и любовью всех, кто желает Его принять.
 
С Воскресением Христа человеку открылся новый светлый мiр святости, истины и блаженства.
 
Только один Господь может просветить истинным светом и избавить от духовного ослепления: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня проповедывать «слепым прозрение» (Лук. 4, 18). «Я свет мiру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Иоан. 8, 12).
 
Св. Церковь ежедневно воспевает в молитве первого часа: «Христе, Свете истинный, просвещаяй и освещаяй всякаго человека, грядущаго в мiр». Этот Свет веч-ности сияет всегда, сияет и сейчас, когда, казалось бы, весь мiр, весь человеческий род окутала тьма неверия и Отступления. Эта тьма проявляется и в области Догматического учения и в области нравственной, но, даже несмотря на эту широко разлившуюся Апостасийную тьму, Свет Христов продолжает светить и освящать всякого человека, стремящегося ко спасению. Об этом нам как раз и свидетельствует Светлая Пасхальная Ночь, когда мы слышим Евангельские слова о том, что этот свет светится во тьме и тьма его не может объять.
 
Но зачастую человек сам, особенно в нынешнее время, добровольно закрывает свои глаза, чтобы не видеть истинного света, произвольно уклоняется во тьму, потому что он живет другими интересами: земными и плотскими. Ему не интересно Евангельское учение, ему совершенно чужд мiр духовных ценностей – он сам закры-вает свои глаза и затыкает свои уши, чтобы не видеть и не слышать.
 
Но даже и такому человеку всегда открыты двери покаяния и путь к просве-щению его умершей души. Всегда он может вместе со Св. Пророком, Царем и Псалмопевцем Давидом воскликнуть: «призри, услышь меня, Господи Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным» (Пс. 12, 4).
 
Конечно, нельзя не скорбеть, видя в какую бездну тьмы устремляется ныне человеческий род, но в то же время будем помнить, что все это попущено Богом не только как наказание за грехи, но и как проявление Божественной любви, чтобы человек увидел в какой тьме он блуждает, осознал это и потянулся к Истинному Свету добра, любви и блаженства. Господь протягивает всем Свою руку, и каждый волен принять Ее или нет.
 
Посему, возлюбленные братие и сестры, не будем унывать и смущаться той тьмой и тем Отступлением, которое разливается ныне повсюду, но будем мужественно и твердо держаться нашей Православной веры и нашей Русской Православной Церкви Заграницей, полностью уповая на милость и помощь Божию и помня Еван-гельские слова Спасителя: «еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света» (Иоан. 12, 35-36). Аминь.
     
Христос Воскресе!
      
†  Архiепископъ Владимiръ,
Пасха Христова, 2021 г.

Дата: 02.05.2021